Если перевести электрическую мощность автомобильных источников света из ватт в механические лошадиные силы, окажется, что на питание фар иногда требуется потратить около 0,5 л.с. Чтобы эффективнее использовать эту мощность в различных условиях работы, созданы лампы самых разных конструкций.

В соответствии с современными тенденциями, в программах ведущих производителей ламп головного света старые добрые «галогенки» со стандартными мощностью и светоотдачей отступают на второй план. Даже тем, кто хочет просто заменить сгоревшую лампочку в фаре, каталоги настоятельно рекомендуют ту или иную «изюминку».

Всепогодный луч

Всепогодная лампаМногие производители (Osram, Philips, Narva, Tesla и др.) предлагают серию так называемых всепогодных ламп. Они отличаются большей эффективностью при плохих погодных условиях – в туман, дождь, снегопад. Капельки влаги, которые висят в воздухе, подсвеченные лучами фар, образуют обширное свечение, на фоне которого водителю трудно выделять окружающие объекты. В сочетании с уменьшением длины луча фар, вызванного рассеиванием, это снижает видимость.

Лампы данной группы отличаются излучением желтого спектра, которое дает более контрастное в описанных условиях освещение. Благодаря иной длине волны, отличной от белого, световой поток желтого цвета лучше пробивает водяную взвесь в атмосфере. Поэтому эффект «белой завесы» перед автомобилем снижается. Конструктивные особенности всепогодных ламп – увеличенная на 10 – 30% светоотдача и особое многослойное покрытие колбы – желтого или желто-фиолетового оттенка.

Всепогодные или, как их еще называют, всесезонные лампочки имеет смысл устанавливать тем, кто целый год много ездит в темное время суток, особенно в регионах с сырым климатом.

Ярче – за просто так

Лампа повышенной светоотдачиНесколько лет назад появились галогенные лампы, которые при стандартной для своего типа потребляемой мощности 60/55 Вт имеют увеличенную на 30% светоотдачу. Сегодня их предлагают по той же цене, что и обычные. Принципиально конструкция улучшенных приборов не отличается от обычных. Большая эффективность достигается за счет увеличения температуры нити накала, а ее ускоренное выгорание исключается применением в колбе газовой смеси особого состава.

Последняя новинка в этой группе – лампы с 50-процентной прибавкой яркости. На практике это означает увеличение длины луча на 5 – 10 метров, что весьма заметно даже «на глаз». Соответственно, водитель получает возможность раньше заметить препятствие и принять соответствующие меры.

Лампы повышенной яркости можно рекомендовать владельцам старых автомобилей, в которых оптика утратила первоначальные прозрачность стекла и блеск отражателя.

Свет всерьез и надолго

Лампа повышенной долговечностиВстречаются в продаже и сверхмощные галогенные лампы (80 – 130 Вт), которые, согласно Правилам R37 ЕЭК ООН, нельзя устанавливать на автомобили, эксплуатируемые на дорогах общего пользования. R37 запрещает применять особо мощные лампы в фарах без динамической регулировки светового потока. Они предназначены для световых приборов спортивных машин, выступающих на закрытых трассах.

То, что такие лампы выпускаются в стандартных типоразмерах, провоцирует некоторых любителей «светового» тюнинга оснащать ими свои серийные автомобили. Это нежелательно, поскольку сильный световой поток, создаваемый «спортивной» оптикой, ослепляет других участников дорожного движения, а больший потребляемый ток способствует перегрузке электрооборудования и подгоранию контактов.

Существуют и лампы-долгожители категории Long Life. Производители гарантируют их удвоенную долговечность, рекомендуя эту продукцию профессионалам, чьи машины не простаивают ни днем, ни ночью. Специальный состав газовой смеси-наполнителя и особая технология изготовления нити накаливания продлевают срок их службы. Кроме того, комплекс технологических мер обеспечивает большую вибростойкость этих источников света.

Фары дневного света

Лампа «дневного» светаМечта каждого автомобилиста – ездить ночью, как днем. Желая помочь в этом водителям, многие фирмы наладили производство ламп с ярко выраженным белым спектром свечения. В рыночном названии некоторых из них присутствует слово «голубой», хотя на самом деле их лучи все-таки белые.

Многие ошибочно называют такой свет ксеноновым. По этой причине лампы «дневного» света получили сегодня широкое распространение, тем более что устанавливают их, в обычные фары, предназначенные для галогенных ламп. По большому счету, от обычных ламп источники света этой группы отличает только спектр излучения, который обеспечиваетсНакал, галоген, дуга

Оптика головного света делится на три типа: обычные лампы накаливания, галогенные и газоразрядные.

Основной недостаток обычных автомобильных ламп накаливания – на стенках колбы оседает вольфрам, который испаряется со спирали. Это уменьшает световую отдачу оптики и срок ее службы. Кроме того, повышение мощности таких ламп неминуемо приводит к снижению долговечности. А при увеличении размеров спирали ухудшается фокусировка оптики и светоотдача фары в целом.

Благодаря более короткой спирали галогенные лампы легче точно сфокусировать в фаре, поэтому ее слепящее действие меньше. Заполнение колбы таких ламп парами вещества-галогена (йода, брома) позволяет в полтора-два раза увеличить светоотдачу при той же потребляемой мощности. Но срок ее службы остается на уровне обычных ламп: 350 – 900 часов.

Недостатков, присущих обоим типам ламп накаливания, лишены газоразрядные лампы. Источником света в них служит электрическая дуга, зажигаемая в среде инертного газа – ксенона, спектр свечения которого наиболее близок к солнечному свету. Благодаря отсутствию спирали долговечность этой оптики соизмерима с ресурсом автомобиля (5000 часов). Ксеноновые лампы при меньшем потреблении энергии дают вдвое больше света, чем галогенные. Недостаток ксенона – высокая стоимость блоков розжига дуги и самих ламп.

Стекло плюс металл

Колбы обычных ламп накаливания изготавливают из силикатного стекла, а их внутренний объем заполняют криптоном. Снижая испарение вольфрама со спирали (ее температура – 2300°С), газ продлевает срок эффективной работы лампы. Колбу «галогенок» делают из кварцевого стекла. Для цикла восстановления вольфрама на нити стекло должно находиться как можно ближе к спирали (нить нагревается до 3000°С) и быть стабильно высокой температуры (около 700°С). Это обуславливает малые размеры колбы.

Газоразрядные (ксеноновые) лампы также делают из кварцевого стекла. Концы электродов газоразрядных ламп защищены от выгорания с торцов галогенидовым покрытием, способным самовосстанавливаться. Высокое напряжение их розжига (15 – 30 тыс. вольт) требует применения качественных диэлектрических материалов.

Важное требование к приборам головного света – высокая точность расположения нитей накаливания в оптическом элементе. Отклонение концов нитей от осей лампы должно находиться в пределах ± 0, 25 мм.

я соответствующим цветом стекла колбы или ее участка.

 

Hosted by uCoz